Кто придумывает историческую периодизацию и какого этапа после нового и новейшего времени нам следует ожидать?

24
задан 29 июля 2017 в 00:55 Поделиться
2 ответа

Периодизацию придумывают интеллектуалы. В современном обществе хранителями исторического знания выступают в первую очередь «историки» как профессиональное сообщество, соответственно, они же выступают и авторами периодизаций или же легитимизируют периодизации, возникающие вовне.Историческое сообщество влиятельно в рамках так называемых «общих периодизаций»: поскольку дисциплинарный статус историков, например, языка или историков философии — иной, они в первую очередь, как правило, определяются в качестве, соответственно, лингвистов или философов, и уже затем из границ своей дисциплины осуществляют историческое исследование. Данная ситуация проявляется и в признании обособленных, автономных периодизаций. Однако это отнюдь не обязательно так: если историческое знание обладает большой идеологической значимостью (как, например, в рамках советского марксизма), то возникает стремление упорядочить все локальные периодизации, включив их во всеобще-историческую (инодисциплинарная периодизация в этом случае выступает частным случаем — детализацией общей схемы).Потребность упорядочивать исторический материал, помещать прошлое в некоторые схемы — если угодно, «врожденная потребность» человеческого разума. В этом отношении простейшие схемы не имеют авторов: например, в разграничении «древности» и «современности» («нового»), где длительность «новизны» (насколько глубоко она простирается в прошлое) — контекстуальна, в зависимости от того, что именно обсуждается и в какой ситуации.Чем выше значимость истории для данного общество, чем более оно стремится осмыслять себя через историю, тем, соответственно, выше значимость периодизаций, поскольку каждая периодизация выступает предельно сжатой интерпретационной схемой (как и всякая схема, допускающей различные варианты «развертывания»).Наиболее привычные периодизации исторического процесса восходят к XVIII — XIX векам, а их генеалогия напрямую ведет к эпохе Ренессанса — и далее, в прошлое, уже несколько менее прямолинейно, к христианским интерпретациям исторического процесса (IV век). Современные расхожие периодизации воспроизводят линейные схемы исторического процесса: время направлено (а не циклично), оно одно для всех, и, соответственно, можно совпасть с «современностью» или в той или иной степени отставать от нее (что означает: находиться на другом историческом этапе) или же двигаться в обратном направлении (регрессировать). Стоит отметить, что в подкладке подобного понимания легко обнаружить христианские основания — постулат единства человеческого рода и единства спасения, универсальность благой вести (Христос приходит в истории один раз и для всех — второе пришествие явится концом истории — а христианское Священное Писание легко допускает «историзацию»: от сотворения мира до конца истории, от книги Бытия до Откровения Иоанна Богослова).Впрочем, современные периодизации восходят, как уже сказано, не прямо к первым христианским интерпретациям истории, а к Ренессансу, когда упрочивается триадическое деление («античность» — «средний век» — «современность» [новое время]) – которое можно наблюдать, например, у Иоахима Флорского (XII век), делившего священную историю на три времени: Бога Отца (Ветхий Завет, до Воплощения), Бога Сына (Нового Завета, от Воплощения) и Святого Духа (Третьего Завета). Однако упрочиваются схемы подобного рода в качестве осмысления исторического процесса с конца XVIII века, по мере возрастания историзации европейских обществ. «Новое время» в этих схемах — это время «современности», то есть возникновения того типа общества, тех типов человеческих отношений и мировоззрения, которые остаются присущими и «нам».Если мы предположим, что привычное для нас линеарное восприятие истории сохранится, то простейшим ответом на предложенный вопрос о том, что будет после «нового», «новейшего времени», выступит перемещение границ: «наше» время останется для нас «современностью», тогда как предшествующий период получит какое-либо уточняющее наименование, — или же «поздний модерн» станет «развитым», «кризисным» или каким-либо ещё, следующим за вошедшим в обиход понятием «раннего модерна».Споры о начале «Нового времени», соответственно, распадаются на два рода: это споры о том, что составляет существо «современности [модерна]», и споры фактические, между теми, кто одинаково понимает сущность «современности», но расходится в интерпретации исторических данных.Наиболее популярными рубежными годами, претендующими на статус начала «современности» («Нового времени»), выступали и зачастую упоминаются по сей день:1453 — падение Константинополя;1492 — открытие Америки;1517 — начало Реформации;1640 — начало Английской революции;1789 — начало Французской революции.Понятие «Новейшего времени» — принадлежность преимущественно советской исторической традиции: рубежной датой здесь выступает 1917 год, Октябрьская революция и появление первого социалистического общества, то есть начало перехода от капиталистического к коммунистическому обществу (напомню, что согласно «Коммунистическому манифесту» 1848 года коммунизм станет концом предыстории человечества и началом его истории; схема «конца истории» здесь прослеживается со всей очевидностью, но с измененной интерпретацией: то, что осмыслялось как «история», здесь получает значение «предыстории», равно как «человеку» в собственном смысле слова еще только предстоит возникнуть). В других историографических традициях предпочитали и предпочитают говорить о «позднем модерне» и тому подобном.Понятие «постмодерна» оказалось в последние десятилетия и популярным, и (в том числе в силу популярности) весьма многозначным. В наиболее общем смысле оно означает утверждение «завершения “модерна”», где под «модерном» понимается предшествующий исторический этап (уже как имя собственное, а не «современность»): западное общество претерпевает радикальную трансформацию и принципиально отличается от состояния, например, 1920 – 1930-х годов. Принципиальность отличия заключается в исчерпании прежней логики развития (в этом смысле мы по прежнему можем говорить о едином «модерне» — от ранних стадий XVII – XVIII века до середины XX века) и фиксации появления качественно нового (что пока затруднительно охарактеризовать одним термином, поскольку не ясно, какие из качественно новых явлений являются выражением фундаментальных, долгосрочных процессов, а какие — вторичны и относительно скоропреходящи). Помимо прочего, «постмодерн» отмечает и нахождение самих судящих в «двух временах»: сформировавшиеся или по крайней мере опирающиеся на интеллектуальные схемы «модерна», они в пределах своего существования оказываются уже в иной исторической эпохе, и термин позволяет зафиксировать этот перелом, отличность нового опыта от привычного, невозможность экстраполяции наличных интеллектуальных схем, их частичной модификации, потребность в новом осмыслении. Вместе с тем «постмодерн» понимается и как завершение «модерна» уже в значении общей для всех (живущих исторической жизнью) «современности», представая либо как синоним «конца истории», либо как конец единой истории и единой «современности».

Этот ответ был полезен?
ответ дан 20 марта 2019 в 14:53 Поделиться

Периодизацию истории разрабатывают ученые, изучающие длительные исторические процессы и выделяющие в них на основе наиболее характерных черт определенные этапы. Всякая периодизация носит условный и инструментальный характер: это то, о чем договариваются и что служит инструментом познания прошлого.Хронологические границы этапов также условны: переход от одной эпохи к другой совершается постепенно, в разных сферах жизни изменения происходят с разной скоростью. Периодизация не носит универсальный характер. Наиболее распространена периодизация истории Западной Европы, но она не вполне применима к истории Китая или Индии. Ведутся дискуссии о вариантах периодизации. Существуют понятия «долгое Средневековье», «долгий XVIII век» и так далее.«Новейшее время» в мировой науке не используется. Принято понятие Modern Time, охватывающее период с XVIII века до наших дней.Но примерно с конца XX века начался переход к новой исторической эпохе. Как она будет называться, станет понятно только следующим поколениям.

Этот ответ был полезен?
ответ дан 19 марта 2019 в 03:36 Поделиться