Работал ли во время Второй мировой войны гражданский транспорт на оккупированных Германией/СССР территориях? Можно ли было датчанину поехать в Париж?

58
задан 20 июля 2016 в 06:44 Поделиться
1 ответ

Разумеется, железнодорожный транспорт осуществлял гражданские пассажирские перевозки как по оккупированным территориям, так и в нейтральные и союзные Германии страны, с поправкой на приоритет военных перевозок и депортацию евреев (эшелоны с депортируемыми получали "зеленый свет" перед всеми остальными). Даже "Люфтганза" совершала гражданские рейсы (последний рейс был совершен в Мадрид в апреле 1945 года, если мне не изменяет память). Вопрос был только в том, имел ли право ваш датчанин на передвижение по оккупированным территориям (дело в том, что оккупационная система изобиловала особенностями - к примеру, если Дания сохранила полностью свое правительство и свой парламент, то север Франции подчинялся армейскому командованию, в Бельгии и Голландии имелся гражданский чиновник-рейхскомиссар, а юг Франции до определенного момента считался де юре отдельным государством).Ситуацию с автомобильным междугородним транспортом я не знаю, но могу предположить исходя из ситуации фактического топливного голода, в котором находилась Германия и оккупированные ею страны, что они если и осуществлялись, то в очень ограниченном объеме. Дело было в том, что ввиду крайней малочисленности источников нефти (только месторождения в Венгрии и Румынии), продукты переработки которой поглощал военно-морской флот, основными поставщиками жидкого углеводородного топлива были заводы синтетического бензина, получаемого из угля. Даже на пике своей производительности они с трудом покрывали потребности армии и населения, но после нескольких бомбардировок в 1944 году они давали лишь 1/30 от максимальной выработки. И ввиду отсутствия топлива на частные автомобили в массовом порядке ставили газогенераторы (таких было 300.000 автомобилей по всей Европе на тот момент), которые синтезировали горючий газ из дров и т.п. топлива. Газогенератор занимал много места, а двигатель выдавал меньшую мощность (из-за низкой теплотворной способности генераторного газа), поэтому грузоподъемность и полезный объем таких автомобилей был ниже, чем у обычных (кстати, в современных западных фильмах о Второй мировой типа голландской "Черной книги" их можно увидеть). Так что, возможно, автобусных перевозок в то время и вовсе не было.

Этот ответ был полезен?
ответ дан 19 декабря 2017 в 23:30 Поделиться