Как понять, что у тебя «синдром отличницы»? Как с этим бороться?

2 ответа

Ну, косвенным критерием его наличия является отсутствие "четверок" в субъективном опыте. А также присутствие сильной негативной эмоциональной реакции на получение отметки, отличной от "пятёрки".Как психолог, я абсолютно уверен в том, что бороться с ним нужно. С точки зрения научной психологии, этот синдром можно отнести к проявлению перфекционизма. Ряд исследований (к примеру, докторская диссертация Н.Г. Гаранян (2010)) свидетельствует о том, что перфекционизм является фактором для развития депрессии и тревожных расстройств.Бороться с этим синдромом без помощи специалиста довольно сложно. Психотерапия, например, в формате когнитивно-поведенческого подхода (CBT) тут очень пригодится.

Этот ответ был полезен?
ответ дан 23 октября 2018 в 09:36 Поделиться

Ну, всё же это не реально существующий "синдром". То есть не диагноз; речь идёт о склонности к избыточному совершенству в учебных и рабочих заданиях.Как понять? Не залезая в источники, с позиции здравого смысла и наблюдений за своей любимой средненькой:1. Периодическое обнаружение себя на грани и даже за гранью нервного срыва. От перегрузки. То есть очевидная прослеживаемая связь: вы обнаруживаете, что аааааАААА!!! - ревёте/бросаетесь на людей/ненавидите себя/ненавидите людей/ненавидите эту чёртову учёбу-работу. Хотя вообще-то нормальны, вполне себе не истеричны. Проделываете несложный анализ (крутите головой, чешете в затылке, вспоминаете события пары-тройки последних дней) - и ага! - вы снова загрузили себя свыше сил человеческих.И, если у вас склонность к избыточному совершенству (давайте всё же без синдромов, от них пахнет больничной хлоркой и лизолом), то такие состояния "на грани фола", и именно из-за взятия на себя фиговой тучи нагрузок по учёбе/работе, и стремления выполнить их лучшим образом, - более-менее регулярны. Ну, раз в пару месяцев или, скорее, чаще.Благородная разгильдяйка такие состояния переживает лишь в сессии, и то далеко не всегда!...А! И при этом вас надо "бить по голове" и орать, что не надо всё делать идеально, а вы всё равно хотите умереть, но всё-всё сделать идеально, иначе вы слабачка и дура, и ужас.2. Отсутствие ранжирования и приоритетов в учебных/рабочих заданиях. То есть человек реально стремиться выполнить наилучшим образом и то, что действительно важно для будущего, и десятистепенные задания. Собственно, на 60% это и приводит к п.1, ещё 40% - от бездумной готовности взять на себя всю возможную учебную/рабочую/общественную нагрузку, чтобы быть совершенной ученицей/сотрудницей, а не (помните) слабачкой и дурой.Если написанное выше не про вас, не узнали себя, - выдыхайте, нет у вас никакого синдрома.Если узнали - объясните себе... гм... чтобы неуважительно не прозвучало, нет такого намерения... Вот: я когда-то объяснил себе, что если скотинка на себе много тянет, то о ней надо заботиться, иначе она падёт, и всем станет плохо.Тут вот это главный момент: понять, что твои силы, этот ресурс, - конечны. И их надо распределять. И что возможно это только выделением минимума приоритетов (и вот тут - умирай, где стоишь!), ЗА СЧЁТ остального, где - не делать всё, что можно не делать. Погуглите "решётку Эйзенхауэра" из тайм-менеджмента, это в том же роде.И - внутри самого приоритетного задания - ТОЖЕ ищем области, которые критично важны, туда - всё! - и области благородного пофигизма.Можете и к психологам с этим, но вообще... как родитель, я дочке категорические внушения делаю, и она вроде - понимает; это параллельная смена установок и привычек.Вы вполне, если у вас действительно "это", можете рассуждать, решать и внушать себе - сами. Никогда не поздно устроить себе счастливое детство!)Удачи!)

Этот ответ был полезен?
ответ дан 21 марта 2018 в 13:22 Поделиться