Как научиться понимать джаз?

42
задан 10 апреля 2018 в 03:36 Поделиться
6 ответов

Да, блин, не нужно его понимать! Его нужно просто любить! Музыку любить.
Как сказала один раз Земфира: "Тебя либо торкает, либо не торкает". 

Этот ответ был полезен?
ответ дан 22 апреля 2019 в 11:55 Поделиться

Отличный совет про смежные жанры.  Я в джазе не разбираюсь совсем, но могу сказать, что я на подходе к нему. Выбирайте музыку, которая вам нравится и слушайте ее джазовые ответвления. Затем попробуйте слушать джаз. Да, это явно заход с черного хода, но таким способом получится получить хоть какое-то представление о джазе.  Могу посоветовать пару артистов и жанров.
Если вам нравится электроника, сразу качайте Squarepusher, Xploding Poastlix, Jazzanova, Funki Porcini, Club das Belugas и подобных. Жанры acid-jazz, nu-jazz, что-то из idm и downtempoЕсли вам нравится рок (особенно классический), обращайтесь к фьюжну, джаз-року, прог-року и под. King Crimson,  Steely Dan, Frank Zappa, Morphine, Pat Metheny, Mahavishnu Orchestra и другим. Если вы любите классическую музыку, слушайте музыку, например, в жанре регтайм. 

Этот ответ был полезен?
ответ дан 20 апреля 2019 в 06:51 Поделиться

Все советы правильные. Добавлю лишь, что у каждого жанра музыки есть свои композиционные традиции. Поп-музыка - это куплет-припев-куплет-привев, в симфонии - четыре части со своими характерными особенностями, а джаз в наиболее классическом виде - это некая музыкальная тема, которая обыгрывается всеми участниками ансамбля, при этом каждый из них по ходу дела импровизирует, пока остальные держат основную гармонию. Как тут уже правильно заметили, это в своем роде мастерство солирования (и импровизации!). 
Разумеется, далеко не все джазовые произведения построены по такому принципу, но это некий классический вариант, основа. 
Таким образом, слушать джаз не просто приятно, но и интересно. Особенно, если вы имеете хоть какое-то представление об игре на музыкальных инструментах. В джазе много нестандартных ходов, интервалов, размеров, которые могут расширить ваше понимание музыки.

Этот ответ был полезен?
ответ дан 20 апреля 2019 в 01:12 Поделиться

Не хочу, конечно, сбивать с толку, но задам такой вопрос: а нужно ли вам вообще учиться понимать эту музыку? Дело в том, что если вы задаете этот вопрос, значит, вам тяжело ее понимать интуитивно, как и должна восприниматься вся музыка, а попытки целеноправленно что-то полюбить - это насилие над собой. Зачем оно в таком случае нужно?

Этот ответ был полезен?
ответ дан 8 апреля 2019 в 11:29 Поделиться

Отвечу не своими словами, а словами Стинга, которые он произнёс во время интервью Владимиру Познеру в одноимённой программе:"В мозгу два полушария. Одно воспринимает очень простые интервалы, самые простые рифмы и ритмы - большая часть поп-музыки очень проста. Другая часть мозга имеет дело с куда более сложными интервалами: джаз, сложная симфоническая музыка. Если вы не откроете эту часть мозга для такой музыки, вы не сможете воспринять её как музыку, для вас она неблагозвучна, некрасива. Именно из-за этого многие говорят "О, ненавижу джаз, ненавижу эту серьезную музыку" от того,что их мозг не открыт для этого, для этого требуется образование, так же нужно терпение. Так что музыка на этом уровне сложна, так же как и переход на другой уровень".Грубо говоря, мозг - тоже в каком-то смысле мышца. Качайте!Но вообще я стану занудой и спрошу: какой именно джаз?Что сложного в понимании джаза Луи Армстронга, например? эта музыка была популярной музыкой во время жизни Луи. Гленн Миллер вообще стал, если не ошибаюсь (прошу поправить меня), единственным миллионером-музыкантом во времена Великой депрессии, зарабатывая только на продаже своих пластинок. По сути, эта музыка - попса чистой воды, если исходить из этимологии слова "попса", не подразумевая негативных смыслов, которые вносят в него нынче.Гораздо сложнее для восприятия и понимая пост-боб, например. Тут уже ломанные ритмы, атональность, диссонансы, экспрессия. Ещё сложнее фри-джаз. В качестве примеров сложного джаза приведу имена Christian Scott, Hiromi Uehara. Оба исполнителя играют то, что сейчас модно именоваться "хардкор-джазом" - на протяжении большинства композиций экспрессия, никаких красивых гармоник. У меня есть друг-музыкант, играющий какой-то хардкор-панк или что-то в этом роде. В общем, тяжёлую и быструю музыку. Он говорит, что не может слушать Кристиана и Хироми - ну нет у них красивых гармоний! А мне вот кажутся скучными более простые вещи.В общем, это вышел и не ответ вовсе, а просто попытка занудно уточнить вопрос :-)

Этот ответ был полезен?
ответ дан 28 февраля 2019 в 13:07 Поделиться

Поделюсь лазейкой и некоторыми хаками, которые сам использую, знакомясь с новыми жанрами.. В конце приведены материалы.Любой жанр - это новое, или другое использование того опыта, что был прежде, но с совершенно другим результатом. Следовательно, самый очевидный подход это исторический. Быть знакомым с предшественниками, которые пионеры нового жанра взяли и использовали. Но, это требует больших усилий.Лазейка, о которой я говорю - это межжанровые стыки, то есть смешанные жанры. Не зная ни истории, ни теории, просто достаточно найти представителей уже изученного жанра, которые смешивают, допустим джаз и рок.. Получаем джазрок и слушаем...Для любителей "инди"-музыки существует жанр футур-рок, для нуар-эстетов - даркджаз (твин-пикс), для любителей электроники - эйсид джаз и пр..Кроме того, желательно пропускать джаз не только через уши, но и через тело, то есть, петь его, танцевать его, играть его. Песенный джаз позволяет изучить множество стандартов -- классических произведений, в основном, золотой эпохи, которые обыгрываются тысячами способов. Зная хорошо оригинал, можно научиться понимать особенности выразительных средств, используемых музыкантами..Относительно самого слушания, для более глубокого восприятия музыки джаз, которая по своей сути есть искусством солирования,кроме всего прочего, крайне важно следить за направлением соло, каким бы оно сложным не было. моно к этому относиться как к узору, который вырисовывается в момент прослушивания.Однако, обо всем остальном составе музыки также не стоит забывать, ведь на ее "плечах" и стоит солист.В итоге, если прислушиваться к гармонии - настроениям, к басу - фундаменту всего, к ритмике - решетка на которой все держится и к соло - композиция превращается в диалог со слушателем, главным смыслом которого может стать путешествие в тот мир, который создает в воображении слушателя та или иная композиция..Я не упомянул саунд, потому как в одних направлениях джаза придается важное значение ему, а в других он просто есть и не всегда самый важный элемент. потому, либо его включать во внимание, если он выстроен, либо игнорировать, что музыке в целом не мешает.Кроме того, можете почитать об истории джаза вот в этих великолепных книгах: Илии посмотреть документалку "История Джаза", где вы сможете все увидеть и услышать, выбирая по ходу те направления, которые хотите послушать в первую очередь.

Этот ответ был полезен?
ответ дан 10 апреля 2018 в 09:43 Поделиться