Заблуждался ли Адорно, рисуя свою схему монополизации рынка музыки?

5
задан 24 сентября 2018 в 13:14 Поделиться
1 ответ

Схема векторного движения от производителя музыки к потребителю не верна по нескольким причинам. Во-первых, этот продукт очень сильно модифицируется ожиданиями покупателей и слушателями. А во-вторых, как стало понятно чуть позже, он и появляется только в тот момент, когда у него возникает слушательское соучастие. То есть поп-музыка – продукт абсолютно идеологизированный. В таком случае, его нельзя интерпретировать в рамках схемы, предложенной Адорно.Почему же Адорно делает эту ошибку? Он находится в такой парадигме представления о слушании, которая называется “концерт”. Эта ситуация, когда человек – потребитель замирает в пассивной позе и пытается воспринимать происходящее на сцене как некий, условно говоря, овеществленный верифицируемый замысел автора. Автор в этой ситуации наделяется полубожественными категориями: он хорошо познает окружающий мир, хорошо его интерпретирует. И задача слушателя, соответственно, не проинтерпретировать то, что ему подал автор, а в точности, насколько это вообще возможно и в человеческих силах, понять его замысел.Концертное восприятие музыки настаивает на том, что лишь внимательное слушание музыки, причем не просто внимательное, но еще и информированное, с каким-то опытом обучения музыке, с каким-то опытом рефлексии, только оно способно дать правильный музыкальный опыт. Поскольку Адорно находился именно в рамках этого представления, все остальные его идеи вытекают именно из него. Но в 60-70-е гг. было показано, что это не совсем так или совсем не так с самых разных сторон, например, самими участниками музыкальной сцены.

Этот ответ был полезен?
ответ дан 19 ноября 2018 в 14:35 Поделиться