В чём смысл музыки?

6
задан 18 августа 2018 в 14:42 Поделиться
2 ответа

Книга "Музыка как предмет логики" выдающегося философа А. Ф. Лосева блестяще вырисовывает идею подлинного музыкального феномена, пытаясь ответить на вопрос "что такое музыка?".

Этот ответ был полезен?
ответ дан 6 ноября 2018 в 04:01 Поделиться

Вопрос смысла музыки в европейской традиции поставлен давно, и он не только и не столько вечный, сколько проклятый. Отвечать на подобного рода вопросы – занятие неблагодарное, поэтому имеет больший смысл немного рассказать, как эта история о «смысле музыки» появилась и развивалась. Пифагорейцы отвечали на этот вопрос следующим образом: поскольку числовые соотношения, которыми описываются музыкальные интервалы, соответствуют числовым отношениям, которые собирают весь окружающий мир, то музыка – это отражение окружающего мира в гармоничном целом. В этой схеме человек (а он тоже собирается из числовых отношений) сопричастен числам, поэтому он воспринимает музыку как нечто естественное и побуждающее его к действию. Соответственно для пифагорейцев вопрос смысла музыки не стоял, потому что музыка была выражением вселенной в такой простой, доступной и понятной форме.Другая традиция, дошедшая до нас, и ставшая для сегодняшних дней актуальной, была введена учеником Аристотеля Аристоксеном, который утверждал, что математическое описание музыки – вещь неправильная, поскольку большего внимания заслуживает человеческая реакция. Им выдвигается тезис о том, что смысл музыки заключается в мелодии. Но греки под «мелодией» понимали совсем не то же, что мы сейчас. Под мелодией подразумевалось скорее то, что мы сейчас называем гармонией, а под гармонией то, что мы сейчас называем благозвучием.Естественно, христианская традиция восприняла именно пифагорейскую теорию: возникает представление о музыке сфер, которая в силу тех же самых числовых соотношений издает гармонические звуки. Мы опять оказываемся в ситуации, когда вопрос о смысле музыки исчезает, музыка начинает быть назначенной и славить Бога. Все ее эмпирические и практические приложения становятся второстепенными, то есть они становятся лишь воплощённой демонстрацией девальвации музыки при приближении к Земле. Это представление вводит Боэций, человек, который считается отцом европейской музыкальной теории и практики.Но, когда были посчитаны акустические частоты, стало понятно, что простые математические пифагорейские модели предлагали несколько неверное описание. Возникло ощущения, что музыка потеряла легитимность, что в музыке утратился смысл. И с этого момента начинается современная проблематика, которая пытается выяснить –, существует ли имманентный смысл музыки? Или же, напротив, она сообщает только то, что в себе имеет – звуки, созвучия и т. д.Разумеется, эпоха романтизма не могла не сформировать собственного представления об этой проблеме. В контексте эпохи возникает два лагеря – сторонники «абсолютной музыки» и «программной музыки». Представители первого течения склонялись к тому, что никаких специальных экстрамузыкальных значений у музыки нет – она говорит лишь то, что она есть. В то время как представители доминирующей «программной музыки» считали, что музыка требует дополнения в виде сюжетного или поэтического текста, и в этой цельности несёт замысел автора произведения. Такое представление применимо и к «Могучей кучке», участники которой вписывали себя в европейскую традицию, и в дополнение предлагали крайне идеалогизированный тезис о выражении музыкой национального народного духа.В XX веке возникла проблема, в том числе, связанная с тем, что с развитием капиталистических отношений, появляется ощущение, что автор музыкального произведения уже не может претендовать на роль «властителя смысла». Если говорить о персоналиях, имя этой проблеме – философ Теодор Адорно. Адорно является Карлом Марксом для теории поп-музыки и социологии поп-музыки, хотя на Западе ещё в 60-х годах он был отрефлексирован как человек, нанёсший большой вред изучению прикладных свойств поп-музыки. Сейчас, по моим наблюдениям, у нас бум на идеи Адорно, хотя идея, которая считается вредной, довольна проста. Эта идея, хотя и не проговаривается у него эксплицитно, но вытекает из всех его построений: музыка прокладывает путь к потребителю. Важное содержание этой идеи заключается в том, что этот путь векторный и односторонний, где определяющую роль играет автор, в данном случае, композитор. А поскольку в поп-музыке нет композитора как такового, Адорно полагал, что это не сочинение музыки, а компиляция заранее сфабрикованных блоков.

Этот ответ был полезен?
ответ дан 11 сентября 2018 в 21:13 Поделиться