Допустима ли жестокость в детских сказках? Травмируют ли детей такие сказки, как «Волк и семеро козлят»?

37
задан 30 января 2015 в 01:27 Поделиться
7 ответов

Вполне нормально. Вспомните сказки братьев Гримм. В их сказках я нашёл больше жестокости, чем в современных фильмах ужасов, но когда я читал их (лет в 7 сборник нашёл и понеслась), то читал с упоением. Ибо если прочитать "Золушку", которую преподносят нам  - просто тётка и девки чморили "Золушку", а в сказках братьев Гримм всё иначе,  они не просто чморили, но и понесли наказание в конце из-за нежелания сдаваться в своих подлых делах (одна сестра себе пол пятки отрезала, другая - пол пальца, чтобы надеть туфельку).  Вообще - прочитав сборник братьев Гримм я переосмыслил почти все "русские народные сказки". Ведь без этой жестокости в сказках вырастают дети-неженки, а жестокие сказки учат быть сильнее(названия не вспомню, но сказка о двух братьях, что узнавали свою судьбу по ржавчине на ноже, произвела на меня сильное впечатление) . "На другое утро пошел королевич с той туфелькой к отцу Золушки и говорит:— Моей женой будет только та, на чью ногу придется эта золотая туфелька.Обрадовались обе сестры — ноги у них были очень красивые. Старшая отправилась в комнату, чтобы примерить туфельку, и мать была тоже с нею. Но никак не могла она натянуть туфельку на ногу: мешал большой палец, и туфелька оказалась ей мала. Тогда мать подала ей нож и говорит:— А ты отруби большой палец; когда станешь королевой, все равно пешком ходить тебе не придется.Отрубила девушка палец, натянула с трудом туфельку, закусила губы от боли и вышла к королевичу. И взял он ее себе в невесты, посадил на коня и уехал с нею.Но надо было им проезжать мимо могилы, а сидело там два голубка на ореховом деревце, и запели они:Погляди-ка, посмотри,А башмак-то весь в крови,Башмачок, как видно, тесный,Дома ждет тебя невеста.Посмотрел королевич на ее ногу, видит — кровь из нее течет. Повернул он назад коня, привез самозванную невесту домой и сказал, что это невеста не настоящая, — пускай, мол, наденет туфельку другая сестра.Пошла та в комнату, стала примерять, влезли пальцы в туфельку, а пятка оказалась слишком большая. Тогда мать подала ей нож и говорит:— А ты отруби кусок пятки: когда будешь королевой, пешком тебе все равно ходить не придется.Отрубила девушка кусок пятки, всунула с трудом ногу в туфельку, закусила губы от боли и вышла к королевичу. И взял он ее себе в невесты, посадил на коня и уехал с ней.Но проезжали они мимо орехового деревца, а сидело на нем два голубка, и они запели:Погляди-ка, посмотри,А башмак-то весь в крови,Башмачок, как видно, тесный,Дома ждет тебя невеста.Глянул он на ее ногу, видит — кровь течет из туфельки, и белые чулки совсем красные стали. Повернул он коня и привез самозванную невесту назад в ее дом.— И эта тоже не настоящая, — сказал он, — нет ли у вас еще дочери?— Да вот, — сказал отец, — осталась от покойной моей жены маленькая, несмышленая Золушка, — да куда уж ей быть невестой!Но королевич попросил, чтоб ее привели к нему: а мачеха и говорит:— Да нет, она такая грязная, ей нельзя никому и на глаза показываться.Но королевич захотел во что бы то ни стало ее увидеть; и пришлось привести к нему Золушку. И вот умыла она сначала руки и лицо, потом вышла к королевичу, склонилась перед ним, и он подал ей золотую туфельку. Села она на скамейку, сняла с ноги свой тяжелый деревянный башмак и надела туфельку, и пришлась она ей как раз впору. Вот встала она, посмотрел королевич ей в лицо и узнал в ней ту самую красавицу-девушку, с которой он танцевал, и он воскликнул:— Вот это и есть настоящая моя невеста!Испугались мачеха и сводные сестры, побледнели от злости; а он взял Золушку, посадил на коня и ускакал с ней.Когда проезжали они мимо орехового деревца, молвили два белых голубка:Оглянися, посмотри,В башмачке-то нет крови,Башмачок, видать, не тесный,Вот она — твоя невеста!Только они это вымолвили, улетели оба с дерева и уселись на плечи к Золушке: один на правое плечо, другой на левое, — так и остались они сидеть.Когда пришло время быть свадьбе, явились и вероломные сестры, хотели к ней подольститься и разделить с ней ее счастье. И когда свадебный поезд отправился в церковь, сидела старшая по правую руку, а младшая по левую; и вот выклевали голуби каждой из них по глазу. А потом, когда возвращались назад из церкви, сидела старшая по левую руку, а младшая по правую; и выклевали голуби каждой из них еще по глазу.Так вот были они наказаны за злобу свою и лукавство на всю свою жизнь слепотой."

Этот ответ был полезен?
ответ дан 18 февраля 2019 в 18:01 Поделиться

Лично мое мнение не претендует на объективность, но почему бы и не озвучить?
Сказки ведь пришли к нам из древности, когда каждый уголок окружения таил в себе опасность для взрослого человека, не говоря уже о малых детях. Следить за детьми целый день было невозможно, вот и пытались напугать как можно сильнее, чтобы никуда не лезли.
В глубокой реке - русалки, в лесу - леший, ну и так далее. Пускай чадо около дома околачивается, боясь кровавой жуткой расправы над собой.
Потому считаю жестокость допустимой для подобных воспитательных целей.

Этот ответ был полезен?
ответ дан 5 февраля 2019 в 13:32 Поделиться

Вы никогда не слышали фразу "дети жестоки"? Никогда не видели, как дети надувают лягушку?  Как дети смеются над волком в Ну, погоди?Да и воспринимают дети иначе. Ну было нечего есть -- вывели детей в лес. Дети это особо и не воспринимают, им интереснее, что было потом. А вот родители пугаются, да.Впрочем, есть и дети, которые боятся, но их меньше в десятки раз

Этот ответ был полезен?
ответ дан 3 февраля 2019 в 01:39 Поделиться

Все дети разные, кого-то сильно зацепит сказочное событие, кого-то - не так. Если Ваш ребенок очень впечатлительный, то любая книжная смерть, жесткость, несправедливость сильно на него подействуют. Травмирует ли это? Я не знаю, я не специалист в области детской психики. Когда я была маленькая, я неизменно рыдала над стихотворением Лермонтова "Ночевала тучка золотая..", хотя было неловко. Такие сказки, как "Волк и семеро козлят" тоже сильно меня впечатляли, как и все книги и фильмы, в которых была не только опасность смерти для героев, но даже просто перспектива опозориться и быть смешным. Даже если фильм/мультфильм был интересным, я могла убежать в свою комнату и отказаться его досматривать. От книг обычно все-таки не отказывалась, но долго переживала. Могу сказать, что с возрастом мало что изменилось, просто психика, конечно, окрепла, появился жизненный опыт. Я не думаю, что нужно отказываться от хороших книг в случае впечатлительного ребенка. Можно отложить что-то на время, а еще можно обсуждать с ним сюжет, объяснять, что не все так плохо и однозначно, что есть надежда и т.д.

Этот ответ был полезен?
ответ дан 26 сентября 2018 в 16:47 Поделиться

Сказки так или иначе действуют на будущую модель поведения, в наших, например есть явный посыл "справедливость" и "везение, типа авось", читал казахские - там принципиально по-другому, там воспевается хитрость и тоже всё жестоко.Насчёт травмирования не могу сказать за всех, но лично по моим воспоминаниям, лучше бы я этого не читал, потому что я из тех, кто буквально воспринимает прочитанное и всякие сюжеты с людьми, у которых кожу со спины пустили на ремни, а их самих в ров со змеями кинули и тд у меня всегда ужас вызывали, при чём куда больший, чем ныне ужастики.Короче ответ да, могут и травмировать, некоторых, а кто-то и внимания не обратит

Этот ответ был полезен?
ответ дан 2 мая 2016 в 06:30 Поделиться

Смысл многих сказок - показать ребенку как не надо делать и что за это бывает. Закрепить в подсознании недостойное поведение с негативным образом. К тому же человеку надо привыкать к тому, что мир жесток. Лучше это делать в такой мягкой и поучительной форме. Ему еще тут жить. Травмирует детей реалии, а не сказки.

Этот ответ был полезен?
ответ дан 11 мая 2015 в 15:59 Поделиться

Формулировка вопроса мне представляется не очень корректной. Мы говорим о традиционных народных сказках — и при этом исходим из того, что 1) мы сейчас можем влиять на их содержание; 2) восприятие сказок как произведений жестоких — это нормально.Однако 1) сказки — это достояние нашей культуры, наше наследие, которое нельзя изменить; 2) ни нам самим, ни многим поколениям до нас не приходило в голову, что сказки жестоки. Значит, изменилось общество, а не сказки?Сказки изначально не были предназначены для маленьких детей. Они учили и юношество, и старших правилам жизни в мире, в котором много опасности для человека. Действительность, в которой живут герои народных сказок, сурова, но ведь и более позднее, христианизированное общество знает, что мир «во зле лежит». Сказка о животных часто повествует о несправедливой, жестокой ситуации («Лисичка-сестричка и волк» или даже «Звери в яме»), констатируя то, что в жизни такое есть. В то же время сказки, особенно волшебные, отразившие в себе, по В. Я. Проппу, древние обряды инициации — испытаний молодых людей на зрелость — учат мудрости, осмотрительности, взаимопомощи, благодарности. Учат не нарушать запреты, быть верным. Но самое главное — быть мужественным. Преодолевать испытания, проходить даже через смерть — и побеждать. Именно это и может казаться жестоким современным детям и родителям, воспитанным в обществе потребления, комфорта, уважения к себе, удовольствий. Однако изнеженное и эгоистичное существо обречено на гибель, говорит нам сказка (вспомним сказку про Морозко).Мне кажется, что здравомыслящие родители и воспитатели знают это, и для них сказка может стать прекрасным инструментом воспитания доброго, мужественного, справедливого человека.

Этот ответ был полезен?
ответ дан 4 мая 2015 в 10:49 Поделиться