Какова роль дирижера оркестра: разве музыканты не могут сами сыграть по нотам?

26
задан 13 марта 2015 в 04:29 Поделиться
21 ответ

Существует великое множество произведений, которые по размеру очень огромны, и запомнить целому оркестру именно нужный момент вступления очень трудно, для этого и предназначен дирижер

Этот ответ был полезен?
ответ дан 24 апреля 2019 в 00:00 Поделиться

Извините, я немного не в тему, но меня тоже мучили подобные вопросы, и однажды я наткнулась на прекрасную книжку: "Путеводитель по оркестру и его задворкам" Владимира Зисмана. Там и про дирижера, и всех музыкантов вместе и по отдельности, и про шуточки, и про грустное. Очень живо, очень интересно. Хайли рекоменд, в общем.

Этот ответ был полезен?
ответ дан 24 апреля 2019 в 00:00 Поделиться

Посмотрите фильм Федерико Феллини "Репетиция оркестра". В  нем заложен развернутый, красивый и интересный ответ на Ваш вопрос.Дополнительные символы здесь, пожалуй, ни к чему.

Этот ответ был полезен?
ответ дан 24 апреля 2019 в 00:00 Поделиться

Во-первых не нотная тетрадь, а партия. А у дирижёр партитура, где сведены все партии, что позволяет ему видеть и слышать музыкальное произведение в целом. В отличии от рядового участника оркестра, который ориентируется в основном на то, что написано у него в партии. И это первая причина, по которой нужен дирижёр. Во-вторых, оркестр может насчитывать довольно большое количество участников. А далеко не у всех пусть даже и профессиональных музыкантов идеальное чувство ритма. Представьте себе : сидит 100 человек, которым не только нужно ритмично сыграть свою партию, но и сделать это вместе с другими оркестрантами, да ещё и произвести все темповые отклонения, указанные в нотах... Без дирижёра осуществить это может только не очень большой по составу, но очень сыгранный оркестр (иногда дирижёры в таких условиях специально опускают руки и уходят в зал, но это всего лишь трюк, и все время так играть невозможно). Далее следует третья причина, которуй уже упоминал предыдущий отвечающий. Главная задача дирижёра - создание высокохудожественного музыкального образа, исполнения, которое бы в полной мере отвечало авторскому замыслу и раскрывало суть музыки. Когда играет один музыкант - это полностью на его совести. Когда играет ансамбль - музыканты обсуждают это и приходят к консенсусу. Но сколько музыкантов, столько и мнений. Когда музыкантов много, выработать общую концепцию исполнения становится сложно. Поэтому эту функцию и берет на себя один человек - дирижёр. Во многом он определяет, какой будет музыка (как она будет исполнена). Дирижёр должен обладать глубоким пониманием музыки и уметь с помощью жестов донести свое видение до оркестра и слушателей. Есть на мой взгляд и ещё одна причина, довольно тривиальная : не все приходят на концерт, чтобы послушать музыку. Некоторые неискушенные слушатели приходят и "посмотреть". Дирижёр в данном случае выступает своеобразным центром внимания.

Этот ответ был полезен?
ответ дан 24 апреля 2019 в 00:00 Поделиться

Здесь  несколько  причин.
1. Дирижер задает настроение. Лицом, движениями, эмоциями.
2. Сидя в оркестре редко слышно другие инструменты, поэтому  оркестранты ориентируются на картинку, а не на звук.
3. Почти в каждом произведении существуют места, где нет определенной точки. Эту точку ставит один человек-дирижер, а за ним идет оркестр. 

Этот ответ был полезен?
ответ дан 24 апреля 2019 в 00:00 Поделиться

http://thequestion.ru/questions/90602/%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D0%B5%20%D0%B2%D1%81%D0%B5%D0%B3%D0%BE,%20%D0%B4%D0%B8%D1%80%D0%B8%D0%B6%D0%B5%D1%80%20%D0%BE%D1%82%D0%B2%D0%B5%D1%87%D0%B0%D0%B5%D1%82%20%D0%B7%D0%B0%20%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D1%83%D1%8E%20%D1%85%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%83%D1%8E%20%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%BA%D1%83%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B8%D0%B7%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%B2%D1%81%D0%B5%D0%BC%D0%B8%20%D0%BC%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B0%D0%BC%D0%B8%20%D0%BE%D1%80%D0%BA%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0.%20%D0%A2%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%BA%D0%B0%20%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9%20(%D0%B2%20%D1%82%D0%BE%D0%BC%20%D1%87%D0%B8%D1%81%D0%BB%D0%B5%20%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B9,%20%D1%81%D0%BE%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B9,%20%D0%BD%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B9%20%D1%8D%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%B9)%20%D0%BC%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B8%20%E2%80%94%20%D0%BE%D1%87%D0%B5%D0%BD%D1%8C%20%D1%82%D0%BE%D0%BD%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D0%B8%20%D1%81%D0%B2%D0%BE%D0%B5%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0%20%D1%81%D0%BE%20%D1%81%D0%B2%D0%BE%D0%B8%D0%BC%D0%B8%20%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D1%86%D0%B8%D1%8F%D0%BC%D0%B8,%20%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%88%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0%D0%BC%D0%B8,%20%D0%BD%D0%B0%D1%85%D0%BE%D0%B4%D0%BA%D0%B0%D0%BC%D0%B8,%20%D0%BD%D1%8E%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%B8.%2030-100%20%D1%83%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2%20%D0%BE%D1%80%D0%BA%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%20%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%B4%D0%B0%20%D0%BD%D0%B5%20%D0%B4%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%80%D1%8F%D1%82%D1%81%D1%8F%20%D0%BE%20%D0%B2%D1%81%D0%B5%D1%85%20%D0%BC%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D1%87%D0%B0%D1%85,%20%D0%B4%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%8F%20%D0%B2%20%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%B8%D1%85%20%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%B0%D1%85%20%D0%BD%D0%B5%D1%83%D0%BC%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%B0.%20%20%D0%9F%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B5%20%D1%82%D0%BE%D0%B3%D0%BE,%20%D0%BA%D0%B0%D0%BA%20%D1%85%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B0,%20%D0%B7%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D1%87%D0%B0%20%D0%B4%D0%B8%D1%80%D0%B8%D0%B6%D1%91%D1%80%D0%B0%20%E2%80%94%20%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D1%8C%20%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5%20%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%BB%D0%BE%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%B7%D0%B0%D0%B4%D1%83%D0%BC%D0%BA%D0%B8%20%D0%BE%D1%80%D0%BA%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B0%D0%BC%D0%B8.%20%D0%9E%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D1%82%D1%8C%20%D0%B1%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D1%81%20%D0%B3%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%BA%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8%20%D0%BE%D1%80%D0%BA%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D1%85%20%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B2%20(%D0%B0%20%D0%B8%D1%85%20%D0%BC%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D1%82%20%D0%B1%D1%8B%D1%82%D1%8C%20%D0%BD%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BA%D0%BE%20%D0%B4%D0%B5%D1%81%D1%8F%D1%82%D0%BA%D0%BE%D0%B2),%20%D0%B2%D1%8B%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%B8%D1%82%D1%8C%20%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%BF%20%D0%B8%D1%81%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F,%20%D1%81%D0%B8%D0%BD%D1%85%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%B2%D1%81%D1%82%D1%83%D0%BF%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%B8%20%D1%81%D0%B2%D0%BE%D0%B5%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%B2%D1%8B%D0%BA%D0%BB%D1%8E%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B2%20%E2%80%94%20%D1%80%D1%83%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0.%20%D0%9D%D0%BE%20%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%BC%D1%8F%20%D0%B8%D1%81%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%BC%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B8%20%D0%B4%D0%B8%D1%80%D0%B8%D0%B6%D1%91%D1%80%20%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%B6%D0%B5%20%D0%B6%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BC%D0%B8%20%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B0%D0%B5%D1%82%20%D1%81%D0%B2%D0%BE%D0%B5%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BD%D1%83%D1%8E%20%D1%81%D0%B5%D1%82%D0%BA%D1%83%20%D0%BA%D0%BE%D0%BE%D1%80%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D1%82,%20%D0%BA%D0%BE%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B0%D1%8F%20%D0%B4%D0%B0%D1%91%D1%82%20%D0%BC%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B0%D0%BC%20%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%BE%20%D1%82%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%BC%20%D0%BC%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B5%20%D0%B7%D0%B2%D1%83%D1%87%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F.%20%D0%A2%D0%B0%D0%BA%D0%B8%D0%BC%20%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%BC,%20%D0%B4%D0%B8%D1%80%D0%B8%D0%B6%D1%91%D1%80%20%D0%B7%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D1%8F%D0%B5%D1%82%20%D0%BE%D1%80%D0%BA%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%80%20%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%20%D0%BA%D0%B0%D0%BA%20%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B5%20%D1%86%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B5,%20%D0%B3%D0%B4%D0%B5%20%D0%BA%D0%B0%D0%B6%D0%B4%D1%8B%D0%B9%20%D1%81%D0%BB%D1%8B%D1%88%D0%B8%D1%82%20%D0%B8%20%D0%BF%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%B0%D0%B5%D1%82%20%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D1%83%20%D0%BA%D0%B0%D0%B6%D0%B4%D0%BE%D0%B3%D0%BE,%20%D0%B0%20%D0%BD%D0%B5%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%20%D0%B1%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BE%20%D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B5%D1%82%20%D1%81%D0%B2%D0%BE%D0%B8%20%D0%BD%D0%BE%D1%82%D1%8B.%20%20%D0%95%D1%81%D1%82%D1%8C%20%D0%B5%D1%89%D1%91%20%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BD%20%D0%BE%D1%87%D0%B5%D0%BD%D1%8C%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B7%D0%B0%D0%B8%D1%87%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%BC%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82.%20%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%86%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%B7%D0%B0%D0%BB%D1%8B%20%D0%B1%D1%8B%D0%B2%D0%B0%D1%8E%D1%82%20%D0%BE%D1%87%D0%B5%D0%BD%D1%8C%20%D0%B1%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%88%D0%B8%D0%B5.%20%D0%98%20%D1%81%D1%86%D0%B5%D0%BD%D1%8B%20%D0%B2%20%D0%BD%D0%B8%D1%85%20%E2%80%94%20%D1%82%D0%BE%D0%B6%D0%B5%20%D0%B1%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%88%D0%B8%D0%B5.%20%D0%90%20%D0%B0%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0%20%D0%B7%D0%B0%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%83%D1%8E%20%E2%80%94%20%D1%82%D0%B0%D0%BA%20%D1%81%D0%B5%D0%B1%D0%B5.%20%D0%9C%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D1%82%D1%8B%20%D0%B2%20%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%B8%D1%85%20%D0%B7%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D1%85%20%D0%BD%D0%B5%20%D1%81%D0%BB%D1%8B%D1%88%D0%B0%D1%82%20%D0%B4%D1%80%D1%83%D0%B3%20%D0%B4%D1%80%D1%83%D0%B3%D0%B0.%20%D0%97%D0%B0%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D1%80%D1%8F%D0%B4%D1%8B%20%D0%BD%D0%B5%20%D1%81%D0%BB%D1%8B%D1%88%D0%B0%D1%82%20%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D0%B5,%20%D1%81%20%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D1%84%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%B3%D0%B0%20%D0%B7%D0%B2%D1%83%D0%BA%20%D0%BD%D0%B5%20%D0%B4%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D1%82%D0%B0%D0%B5%D1%82%20%D0%B4%D0%BE%20%D0%B4%D1%80%D1%83%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%BE.%20%D0%98%D0%BB%D0%B8%20%D0%B5%D1%89%D1%91%20%D1%85%D1%83%D0%B6%D0%B5:%20%D1%81%D0%BB%D1%8B%D1%88%D0%B0%D1%82%20%D0%BD%D0%B5%20%D1%82%D0%BE,%20%D1%87%D1%82%D0%BE%20%D1%80%D0%B5%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%20%D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B5%D1%82%D1%81%D1%8F,%20%D0%B0%20%D1%82%D0%BE,%20%D1%87%D1%82%D0%BE%20%D0%B4%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%BE%20%D0%B4%D0%BE%20%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%86%D0%B0%20%D0%B7%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%B7%D0%B0%D0%BB%D0%B0%20%D0%B8%20%D1%8D%D1%85%D0%BE%D0%BC%20%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%BD%D1%83%D0%BB%D0%BE%D1%81%D1%8C%20%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%BD%D0%BE.%20%D0%A3%D1%87%D0%B8%D1%82%D1%8B%D0%B2%D0%B0%D1%8F%20%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%81%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%20%D0%BD%D0%B5%D0%B1%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%88%D1%83%D1%8E%20%D1%81%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C%20%D0%B7%D0%B2%D1%83%D0%BA%D0%B0,%20%D0%B7%D0%B0%D0%BF%D0%BE%D0%B7%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%BC%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D1%82%20%D0%B1%D1%8B%D1%82%D1%8C%200,5-1%20%D1%81%D0%B5%D0%BA%D1%83%D0%BD%D0%B4%D1%8B,%20%D1%87%D1%82%D0%BE%20%D0%BF%D0%BE%20%D0%BC%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%BC%20%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%B0%D0%BC%20%D0%BE%D1%87%D0%B5%D0%BD%D1%8C%20%D0%BC%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE.%20%D0%98%20%D1%82%D1%83%D1%82%20%D0%BD%D0%B0%20%D0%BF%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D1%89%D1%8C%20%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%82%20%D1%81%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C%20%D1%81%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%B0,%20%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%8F%20%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8%20%D0%BA%D0%BE%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B9%20%D0%BC%D1%8B%20%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B8%D0%BC%20%D0%B4%D0%B8%D1%80%D0%B8%D0%B6%D1%91%D1%80%D0%B0%20%D0%B8%20%D0%BF%D0%BE%20%D0%B5%D0%B3%D0%BE%20%D0%B6%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BC%20%D1%82%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%BE%20%D0%BF%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%B0%D0%B5%D0%BC,%20%D0%B2%20%D0%BA%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BC%20%D0%BC%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B5%20%D0%B8%D1%81%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%BD%D0%B0%D1%85%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D1%81%D1%8F.Прежде всего, дирижер отвечает за единую художественную трактовку произведения всеми музыкантами оркестра. Трактовка классической (в том числе старинной, современной, некоторой эстрадной) музыки — очень тонкая и своеобразная работа со своими традициями, новшествами, находками, нюансами. 30-100 участников оркестра никогда не договорятся о всех мелочах, демократия в таких вопросах неуместна.После того, как художественная генеральная линия определена, задача дирижёра — организовать идеальное воплощение задумки оркестрантами. Определить баланс громкости оркестровых голосов (а их может быть несколько десятков), выверить единый темп исполнения, синхронные вступления и своевременные выключения голосов — рутинная работа. Но время исполнения музыки дирижёр также жестами обозначает своеобразную сетку координат, которая даёт музыкантам представление о точном моменте звучания. Таким образом, дирижёр заставляет оркестр работать как единое целое, где каждый слышит и понимает работу каждого, а не просто бестолково играет свои ноты.Есть ещё один очень прозаичный момент. Концертные залы бывают очень большие. И сцены в них — тоже большие. А акустика зачастую — так себе. Музыканты в таких залах не слышат друг друга. Задние ряды не слышат передние, с одного фланга звук не долетает до другого. Или ещё хуже: слышат не то, что реально играется, а то, что долетело до конца зрительного зала и эхом вернулось обратно. Учитывая относительно небольшую скорость звука, запоздание может быть 0,5-1 секунды, что по музыкальным меркам очень много. И тут на помощь приходит скорость света, благодаря расторопности которой мы видим дирижёра и по его жестам точно понимаем, в каком моменте исполнения находимся.

Этот ответ был полезен?
ответ дан 24 апреля 2019 в 00:00 Поделиться

Оркестр состоит из профессиональных музыкантов и каждый из них действительно способен блестяще сыграть свою партию. Но оркестр - единый организм. Если каждый начнёт играть свою партию не придерживаясь заданной линии, настроения, громкости, то это будет просто шум. Оркестр для дирижера - это инструмент, как для пианиста рояль. Каждое движение дирижера, взмах палочки, даже взгляд, имеют своё значение. Он руководит и показывает где нужно играть тише, где быстрее, где громче, а где следует вестисвою партию максимально тихо.Написать музыку модном она будет хорошей, но дарить эмоции она может только попав в руки к первоклассному дирижеру. В общем, дирижёр задаёт уровень игры всего оркестра, и именно от него зависят ваши эмоции по прослушивании произведения. 

Этот ответ был полезен?
ответ дан 23 апреля 2019 в 23:59 Поделиться

Он нужен что бы под него подстраивался оркестр. Он задает ритм и скорость и весь оркестр независимо от инструмента и части партии может ровнятся под одного человека что бы все сыграли правильно, вовремя и с нужным ритмом.

Этот ответ был полезен?
ответ дан 23 апреля 2019 в 23:58 Поделиться

Роль дирижёра огромна. Без него ни один оркестр ничего не исполнит, во всяком случае, путного. Поставьте небольшой эксперимент в домашних условиях: возьмите небольшой фрагмент литературного текста и по очереди прочитайте его со своими родными - Вы будете поражены тем, что это один и тот же текст: различные интонации, акценты, темп чтения будут существенно менять Ваше восприятие содержания. А теперь послушайте одно и то же музыкальное произведение в исполнении разных дирижёров - тот же эффект. 

Этот ответ был полезен?
ответ дан 23 апреля 2019 в 23:57 Поделиться

На Арзамасе есть замечательный курс "Как слушать классическую музыку". там можете найти ответ на свой вопрос в эпизоде № 4. Если что, вот ссылка: 

Этот ответ был полезен?
ответ дан 23 апреля 2019 в 23:56 Поделиться

Играющие смотрят и на ноты, и на дирижера. Я уже отвечал на этот вопрос здесь (поиск по слову дирижер). Дирижер - это как режиссер в театре, или в фильме. Он видит картину произведения в целом (а актер - только текст своей роли, музыкант - своей партии), и соответствующе строит спектакль или фильм, ставит акценты, задает и создает эмоциональную картину произведения, помогая произведению "зазвучать" а не быть просто пробубненным "по нотам".

Этот ответ был полезен?
ответ дан 23 апреля 2019 в 23:52 Поделиться

Дирижер - это человек, который управляет оркестром в целом. "Махание руками" помогает оркестрантам считать такты, и не потеряться в партитуре (которая может насчитывать сотни тактов в каждой своей части).Да, у оркестрантов есть ноты, у каждого свой кусочек общей партии оркестра. Но именно дирижер "слышит" все произведение в целом. От дирижера зависит, как будет прочитано произведение, "написанное" на бумаге его автором. Его можно просто быстро пробубнить без выражения (при этом все слова, написанные автором, будут вроде бы прочитаны, а впечатления никакого). А можно сделать это с выражением, красиво. Но когда видишь только свою строчку (причем разные инструменты могут видеть разные кусочки в разных местах полного произведения, да еще и надо считать такты до вступления) сделать это довольно сложно. Дирижер слышит произведение целиком (а отдельный музыкант обычно только себя, соседа, в лучшем случае свою группу, например духовых), и помогает музыкантам сыграть все произведение в целом, выразительно.

Этот ответ был полезен?
ответ дан 23 апреля 2019 в 23:51 Поделиться

Зачем сайту поиск?
http://thequestion.ru/questions/1228/kakova-rol-dirizhera-orkestra-razve-muzykanty-ne-mogut-sami-sygrat-po-notam ===============================================================================================================================================================================================================

Этот ответ был полезен?
ответ дан 23 апреля 2019 в 23:44 Поделиться

И ещё, в том числе ответы музыкантов:И даже вот такой поворот:ал

Этот ответ был полезен?
ответ дан 23 апреля 2019 в 23:18 Поделиться

Я играла в оркестре в этом году. У нас был очень хороший дирижёр. Он показывает где надо вступать, какие штрихи и оттенки делать. Он руководит всеми инструментами, то есть оркестром.Дирижёр видит партии всех инструментов. Следит над общим настроением оркестра.Это то что самое, что отдел был бы без руководителя)

Этот ответ был полезен?
ответ дан 23 апреля 2019 в 23:17 Поделиться

Конечно, каждый музыкант в отдельности уже является профессионалом и может безошибочно исполнить свою партию. Но задача дирижер такова - он должен вдохновить весь оркестр, передать его участникам свою энергию и харизму, чтобы получился не какой-то шум, а настоящая музыка! Оркестр - это инструмент, можно сказать, а дирижер на нем играет. Дирижер показывает оркестру жестом и взглядом где надо играть тихо, а где громко, и оркестр играет именно так, где нужно играть быстрее, а где медленнее, и опять оркестр делает все так, как хочет дирижер.
Расскажу немного дирижёрской палочке. Сначала это была баттута такая, трость, которой колотили об пол, отбивая ритм. Не знаю, правда ли, уж больно страшно звучит, хотя историки, вроде, согласны. Дирижёр и композитор Люлли умер, шарахнув себе по ноге этой баттутой и подхватив чего-то эдакое, смертельное, от гангрены.
Палочки Направника и Чайковского - это такие изящно оформленные дубины кило на полтора. Ясно дело, что первый скрипач боялся.
Но дальше стало проще, с приходом на рынок фиберглассовых палок страдать стали сами дирижёры. Ашкенази (вероятно, от блестящего владения техникой дирижирования) проткнул себе ей руку насквозь. А вот Гергиев как-то дирижировал почти что карандашом, палкой, длиной сантиметров 20. Страшно подумать, что же будет дальше. Некотрые дирижёры вообще не пользуются палочкой, может быть это и лучше, по-моему, руки выразительнее.
Основная функция дирижёра, разумеется, не отбивание такта, а именно вдохновение всего оркестра, как я уже написал выше. Интересно то, что один и тот же оркестр с разными дирижёрами будет звучать абсолютно по-иному.
Музыка, можно сказать, это не то, что написано в партитуре, и даже не то, что играют оркестранты, а это то, что за всем этим лежит. Именно дирижёр должен из нот и звуков создать нечто такое, что будет заставлять слушателей испытывать сильные эмоции.
Бывают оркестры и без дирижёра, это называется ансамблем. Здесь каждый музыкант должен слышать каждого коллегу, выстраивая музыку в общий замысел. С оркестром это просто невозможно, в оркестре очень много музыкантов, и слишком они все разные.
Хороший дирижер может заставить плохой оркестр играть так хорошо, как никогда до этого. Плохой дирижер способен развалить даже то, что было не так плохо. По-моему, 90 % успеха зависит именно от дирижера. По-настоящему профессиональный дирижер сумеет создать уровень исполнения оркестра если не хороший, то по крайне мере приличный.

Этот ответ был полезен?
ответ дан 22 апреля 2019 в 04:10 Поделиться

Слушая концерт, Вы видите финальную часть процесса, который растягивается на много дней, а то и недель и в ходе которого оркестр под управлением сначала концертмейстера, а затем и самого дирижёра разучивает новое или репетирует уже известное произведение. Эти репетиции - нудная черновая работа, в ходе которой отрабатываются многочисленные детали. Дирижёр добивается от исполнителей правильных, с его точки зрения, нюансов и акцентов, пауз и ритма - всего того, что и делает живое исполнение неповторимым и привлекательным. Но если присмотритесь к музыкантам во время исполнения, то заметите, что они регулярно отрываются от партитуры для того, чтобы следить за дирижёром. Это - всегда его концерт, его интерпретация, роль музыкантов - важная, но подчинённая.

Этот ответ был полезен?
ответ дан 15 апреля 2019 в 15:31 Поделиться

Во-первых, дирижер нужен для того, чтобы произведение звучало согласно своей эпохе и чтобы все музыканты играли про одно и то же, а не так, что арфистка играет про спокойное море, а струнники - про траурное шествие в конце второго действия Ромео и Джульетты. Оркестр сам с собой не договорится, а когда дирижер скажет, то так и будет.Во-вторых, дирижер всегда (ну почти) показывает ритмическую сетку, почти всегда показывает вступления. Да, музыканты не тупые и сами считают, но: нужно вместе начать, вместе закончить; бывают места, где хрен ты сам посчитаешь.В-третьих, это только современная попсятина идеально ровная, академическая же музыка изобилует изменениями темпа. Больше всего их в музыке романтиков. Само сабой 80 человек синхронно про себя одинаково не замедлят и не ускорят. Нужно, чтобы это делал кто-то один.В-четвертых, игра с солистом (будь это игра с солирующим инструментом или, в качестве возведения в абсолют, опера, где солистов хоть пятой точкой жри, и все норовят показать, как они умеют вокализировать) - это чертово минное поле, в котором оркестровое сопровождение должно быть именно так, как написано. В смысле не раньше и не позже солиста. И вот этим ловцом солиста тоже выступает дирижер.В-пятых, дирижер должен знать каждую партию (а их от пяти и до >40 может быть), следить, чтобы все партии шли по ритмической сетке вовремя, выстраивать балланс звука, и т.д._____Изначально, дирижеров не было, и оркестром управлял во время игры первый скрипач или клависинист. Потом появился капельмейстер - человек, который стоял перед оркестром лицом в зал и БИЛ ПАЛКОЙ ПО ПОЛУ ВО ВРЕМЯ ИГРЫ, отстукивая ритм! Первым лицом к оркестру повернулся Вагнер._____И на примере постановки новой оперы:Дирижер дает распоряжение библиотекарю найти такие-то нотыИзучает литературу касательно данного спектакля (либретто, историю написания, биографию композитора, изучает время, в котором разворачивается действие спектакля и т.д.)Затем он сверяет каждый экземпляр каждой партии с партитуройПроводит рояльные репетиции с солистамиПроводит рояльные репетиции с хоромПроводит репетиции с хореографами (если есть что танцевать)Проводит репетиции с оркестромПроводит сводные репетицииДирижирует спектакль_____А еще дирижер является представителем оркестра: если есть какие-то проблемы - их решает дирижер, за оркестр заступается дирижер, лещей раздает дирижер, фестивали и конкурсы ищет дирижер.В общем, дирижер - это не только выйти перед всем оркестром помахать, сорвать все апплодисменты и уйти с цветами.

Этот ответ был полезен?
ответ дан 4 апреля 2019 в 21:02 Поделиться

Да, это возможно. С 1922 по 1932 год в Москве играл уникальный оркестр Персимфанс (Первый симфонический ансамбль Моссовета). Он был создан именно для этой цели — стать первым оркестром без дирижера. Музыканты отлично справились с этой задачей, они профессионально исполняли свои произведения.Этот проект был создан на общественных началах по инициативе его участников, у каждого из них было основное место работы и они могли репетировать только в свободное время. Оркестр со временем стал очень популярен и имел большой успех, но тут появились завистники и стали появляться бюрократические проблемы, критические публикации, в прессе пытающиеся разоблачить «шарлатанов», не все готовы были смириться, что можно обойтись без дирижера. Основные обвинения заключались в том, что музыканты оркестра тратили на разучивание партий намного больше времени, чем классические оркестры. Но в действительности это было не так, нескольких репетиций было достаточно на разучивание музыкальных произведений.На энтузиазме музыкантов оркестр смог просуществовать 10 лет, несмотря на постоянные бюрократические барьеры и травлю. К тому же в 1932 году в стране сложилась другая идеологическая обстановка и такие эксперименты стали нежелательны. После этого были попытки создать нечто подобное, но такого профессионального уровня никто достичь не смог.Как следует из ответа выше, оркестр без дирижера — это возможно, но только как исключение. Классическая музыка достаточно консервативна и массово отказываться от дирижеров никто не спешит, с ними гораздо легче координировать и задавать темп игры десятков человек. Также дирижер исполняет роль руководителя оркестра. Создать профессиональный коллектив гораздо легче, имея того, кто несет за всех ответственность и принимает решения, анархические идеи пока не получили широкого распространения.

Этот ответ был полезен?
ответ дан 22 марта 2019 в 13:01 Поделиться

Роль дирижера в оркестре.1. Руководить процессом исполнения, так как для дирижера оркестр - инструмент, как для пианиста - рояль, скрипача - скрипка, но намного более богатый по тембру и возможностям, чем сольный инструмент.1.1 С технической стороны - показывать вступления, задавать темп, характер, динамику, баланс звучания инструментов.1.2 С художественной стороны - раскрывать замысел автора, и интерпретировать его со своей точки зрения.2. Заниматься творческим планированием.Очень часто в коллективе постоянный дирижер (иногда главный дирижер) является художественным руководителем.Он отвечает за планирование сезона - где и какие концерты оркестр будет играть, каких солистов приглашать, с кем сотрудничать, в каких фестивалях участвовать. Так же на нем лежит ответственность за все совершенные в этом направлении шаги.Истории существования оркестров без дирижера имеются, но обычно коллективы были маленькие (например струнные или духовые оркестры, либо барочные ансамбли) и в них был яркий лидер, который нес на себе описанные выше функции, просто по какой-то причине не назывался дирижером.Выше упомянутый Первый Симфонический Ансамбль имеет о своей деятельности очень разные отзывы. Но что бы иметь некоторое представление, о восприятии его, как симфонического оркестра без дирижера приведу цитаты Кусевицкого и Петри по книге Арнольда Цуккера Пять лет Персимфанс и «Интервью с С.А. Кусевицким», «Последние Новости», Париж, 4 мая 1928.Кусевицкий узнал о существовании Персимфанса из писем московских друзей и из газет. С интересом прочитал он в парижской русской прессе статью о Персимфансе Виктора Вальтера. Он разделял доводы критика о том, что трактовка музыкального произведения не может быть коллективной, что «...Цейтлин – <...> не только талантливый скрипач, но <...> артист, обладающий дирижерскими данными, не только музыкальными, но и психическими, то есть умением повелевать», что «...он и есть душа Персимфанса, или, иначе говоря, этот оркестр без дирижера имеет тайного дирижера»На вопрос парижского журналиста, не смущают ли его опыты Персимфанса, Кусевицкий отвечал, что они только облегчают работу дирижерам, так как приучают оркестровых музыкантов к внутренней дисциплине. «Ибо все равно без нас, дирижеров, не обойтись, если хотят не механического, а одухотворенного исполнения. Признавая, что, работая без дирижера, оркестр может достигнуть, хотя и ценой гораздо больших усилий и большего количества репетиций, хорошей согласованности в игре, Кусевицкий подчеркнет однако главное:" «...здесь нет индивидуального творчества, нет руководящего одухотворяющего начала»Таким образом мнение Кусевицкого, которому не довелось слышать игру Персимфанса, полностью совпало и с мнением, высказанным в Москве Прокофьевым, и с парадоксальным комплиментом выступавшего с оркестром пианиста Эгона Петри: «Каждому дирижеру я желаю такого замечательно выученного оркестра, как Ваш, но и Вам также желаю гениального дирижера»

Этот ответ был полезен?
ответ дан 15 марта 2019 в 04:05 Поделиться

Прежде всего, дирижер отвечает за единую художественную трактовку произведения всеми музыкантами оркестра. Трактовка классической (в том числе старинной, современной, некоторой эстрадной) музыки — очень тонкая и своеобразная работа со своими традициями, новшествами, находками, нюансами. 30-100 участников оркестра никогда не договорятся о всех мелочах, демократия в таких вопросах неуместна.После того, как художественная генеральная линия определена, задача дирижёра — организовать идеальное воплощение задумки оркестрантами. Определить баланс громкости оркестровых голосов (а их может быть несколько десятков), выверить единый темп исполнения, синхронные вступления и своевременные выключения голосов — рутинная работа. Но время исполнения музыки дирижёр также жестами обозначает своеобразную сетку координат, которая даёт музыкантам представление о точном моменте звучания. Таким образом, дирижёр заставляет оркестр работать как единое целое, где каждый слышит и понимает работу каждого, а не просто бестолково играет свои ноты.Есть ещё один очень прозаичный момент. Концертные залы бывают очень большие. И сцены в них — тоже большие. А акустика зачастую — так себе. Музыканты в таких залах не слышат друг друга. Задние ряды не слышат передние, с одного фланга звук не долетает до другого. Или ещё хуже: слышат не то, что реально играется, а то, что долетело до конца зрительного зала и эхом вернулось обратно. Учитывая относительно небольшую скорость звука, запоздание может быть 0,5-1 секунды, что по музыкальным меркам очень много. И тут на помощь приходит скорость света, благодаря расторопности которой мы видим дирижёра и по его жестам точно понимаем, в каком моменте исполнения находимся.

Этот ответ был полезен?
ответ дан 3 ноября 2016 в 16:05 Поделиться