Чем модерн отличается от постмодерна?

9 ответов

Порекомендую лекцию Александра Дугина «Постмодерн и постмодернизм», в которой он очень подробно и ярко объясняет различия между премодерном, модерном и постмодерном: Основная мысль такова. Все эти понятия описывают парадигмальные сдвиги мировосприятии западной культуры. Для общества премодерна мир понимался как связь между богом, человеком (субъектом) и природой (объектом). Для общества, сформировавшегося в Новое время, бог исчез, и остался только субъект и объект, наступила эпоха модерна. Но со временем возникло отрицание и самого субъекта, как предельной сущности, через которую можно понять и объяснить мир. Наступила эпоха постмодерна, как логическое завершение того нигиличтичесого импульса, из которого возник модерн. Вместе с отрицанием субъекта произошло отрицание и всех остальных общностей, таких как тело, пол, этнос и т.д. Мир стал осознаваться как нечто замкнутое на самое себя, как бесконечная коммуникация, как хаотический набор элементов, не подчиняющихся никакому порядку и не выстраивающихся ни в какую иерархию.Постмодерн — это не состояние, а процесс, все больше и больше рассеивающий мир. Какие-то общества или их фрагменты до сих пор находятся в стадии премодерна или модерна. А в каких-то пространствах посмодерн уже наступил и стал доминантной парадигмой.Модернизм и постмодернизм — это отражения вышеописанных парадигмальных сдвигов общественного сознания в искусстве.

Этот ответ был полезен?
ответ дан 23 апреля 2019 в 22:57 Поделиться

В Модерне можно использовать все карты, начиная с 8 выпуска, кроме забаненых. Про постмодерн слышу впервые, наверное новый формат. 140 символов 140 символов 

Этот ответ был полезен?
ответ дан 23 апреля 2019 в 22:33 Поделиться

Ура, вот и культурология мне наконец пригодилась. Переписываю со своих таблиц.Модернизм.Этот период характеризуется перестройкой традиционного типа искусства, не выработан язык авангарда, художники вынуждены сами объяснять основные постулаты своей позиции. Зародившийся в конце XIX века в странах Западной Европы - Австрии, Бельгии, Германии - новый стиль (югенд-стиль, модерн и т. д.) быстро распространился в России. Этому способствовали, с одной стороны, экономические связи между странами, а с другой - издания, освещавшие вопросы искусства и архитектуры. Несмотря на недолговременность своего существования, модерн в той или иной степени проявился во всех видах изобразительного искусства, что способствовало эстетизации быта. Но настоящую революцию модерн произвел в архитектуре. Он осуществил такой принцип формообразования архитектурной системы, как ее органичность, единство полезного и прекрасного. Ранее этот принцип был воплощен в архитектуре средневековья. В противоположность принципу проектирования снаружи внутрь, господствовавшему в XVIII - XIX веках, модерн исходит из необходимости организации внутреннего пространства, поисков оптимальной планировочной структуры здания, определяющей его объемно-пространственное решение и соответствующие внешние формы, что привело к преобладанию асимметричных свободных форм зданий, обогащенных функционально целесообразными элементами - эркерами, балконами, лоджиями, башнями.Постмодернизм – эстетический переворот, который произошел в Европе в 60-70 годы. Это не стиль, это цитирование известных образцов, но в манере намеренного бреда и главная характерная черта – эклектика (соединение различных элементов – Восток, Запад, Африка, европейская культура). Такой путь ставил на одну грань точку отсчета и точку высшего развития (европейская цивилизация). Постмодернизм – результат студенческих движений, это была реакция на потребительское общество. Они пытались привнести в безыдейное общество новую сверхидею. Подлинного художника в мире окружают враги, таким образом, постмодернизм – форма эстетического бунтарства и был озвучен идеей новой сексуальной революции и новой чувственностью. И модернизм, и постмодернизм не могут претендовать на широкую популярность, то есть возникали они как элитарные, тем не менее, модерн и постмодерн стали тем этапом в развитии культуры XX века, которые не только обозначили все его болевые точки, но и стали тем искусством, которое соединило эпоху XX века с позабытым в суете Вечным.представители модернизма - Фрэнк Ллойд Райт, Вальтер Гропиус, Рихард Нойтра, Людвиг Мис ван Дер Роэ, Ле КорбюзьеПредставители постмодернизма - Борис Акунин, Владимир Набоков, Умбэрто Эко и др..

Этот ответ был полезен?
ответ дан 23 апреля 2019 в 22:08 Поделиться

Как любая культура, что породило огромное количество разного искусства, со временем находит перед собой контркультуру. С модерном и постмодерном такая же ситуация. Модерн говорит нам: "мир странный, непонятный, но возможно в нём есть смысл. И мы хотим познать это!" Это Ахматова, Пруст, Старик Хем и так далее (если из литературы). Постмодерн говорит нам: романтика у тебя в голове, всё у тебя в голове, да может и головы тоже нет и ты сам у себя в голове? мир - пустота. да и похер на него, пойдём бухать. Это Берроуз, Воннегут, Ерофеев, Пелевин...Но нет постмодерн это не только отрицания смысла, это нахождения смысла в его отсутствие. так называемое "любование пустотой". У постмодерна есть основные приёмы, что он использует. И анализируя эти приёмы, можно понять, что постмодерн является НАДкультурой. Он состоит из иронии, чёрного юмора, интертекстуальности (отсылки к произведениям прошлого), фабуляция, метапроза, технокультура и так далее. То, что кажется пародией на какую-нибудь "Илиаду", на самом деле может является переосмыслением философии прошлого, и как платформа для будущего. Об этом постмодерн.  

Этот ответ был полезен?
ответ дан 23 апреля 2019 в 19:22 Поделиться

Модерн - это творчество.
Постмодерн - симулякры.Модерн - национальный романтизм.
Постмодерн - интернациональный стиль.Модерн - это многотысячная уличная манифестация.
Постмодерн - "тихий пикет" с одним учасником.

Модерн - это стемление и действие.
Постмодерн - это ирония и созерцание.
Модерн - это четко очерченный авангард нации, передовой класс.
Постмодерн - это стирание классовых границ.Модерн - это привнесение ремесла в искусство (посмотрите хотя бы на двери и мебель начала ХХ века).
Постмодерн - это превращение искусства в ремесло (Уорхол и иже с ними).Модерн - это анархисты, взрывающие царскую карету.
Постмодерн - это SJW.
Модерн - это ардити под черными флагами с черепами, марширующие по Риму.
Постмодерн - это альтрайт, "Геи за Трампа" и этот фрик Мило, рассказывающий, как священник научил его в детстве делать минет.Модерн - это когда украшают пространство.
Постмодерн - это когда источником красивого становится само пространство.Короче, если вы видете что-то странное, красивое, пафосное и наделенное Очень Важным Смыслом - это модерн.
Если что-то не менее странное, но состоящее из цитат, как лоскутное одеяло, и ни на что - на первый взгляд - не претендующее, но наделенное Подтекстом - это постмодерн.

Этот ответ был полезен?
ответ дан 22 апреля 2019 в 23:39 Поделиться

Модерн и постмодерн – это исторические эпохи, каждая из которых имеет свои конкретные характеристики. В этом смысле разговор о постмодерне стал возможен только потому, что модерн как историческое время закончился. Однако исторические эпохи не равны философии и шире – мировоззрению. В эру постмодерна как эпистемологические категории и, если угодно, идеологии в широком смысле возможны как модернизм, так и постмодернизм. Скажем так, в условиях «позднего капитализма» уже невозможен модернистский капитализм. Вместе с тем, в момент буйства популярной культуры, стирания границ, постоянного воспроизводства стилей, возвышения иронии парадоксальным образом сохраняются в лучшем смысле слова старомодные культурные иерархии, высокая культура все еще ограничивает – и весьма успешно – себя от низкой, не желающие экспериментировать в мешапе придерживаются строгости, а многие не приемлют иронию и уж тем более самоиронию. Так что дело в том, что сегодня господствует постмодернизм, а в том, что в ситуации постмодерна, пришедшего на смену модерну, «постмодернизм» вынужден сосуществовать с «модернизмом».

Этот ответ был полезен?
ответ дан 22 апреля 2019 в 14:23 Поделиться

Сравнительная таблица взята из статьи «О постмодернизме, кризисе восприятия и новой классике». // Новый мир искусства, № 5/28, С. 7–10. – СПб, 2002Модернизм – Постмодернизм:___________Скандальность – КонформизмАнтимещанский пафос – Отсутствие пафосаЭмоциональное отрицание предшествущего – Деловое использование предшествующегоПервичность как позиция – Вторичность как позицияОткрытие новых стилей – ЦитатностьОценочность в самоназвании: «Мы – новое» – Безоценочность в самоназвании: «Мы – всё»Декларируемая элитарность – Недекларируемая демократичностьПреобладание идеального над материальным – Коммерческий успехВера в высокое искусство – АнтиутопичностьФактическая культурная преемственность – Отказ от предыдущей культурной парадигмыОтчетливость границы искусство-неискусство – Всё может называться искусством

Этот ответ был полезен?
ответ дан 12 апреля 2019 в 10:57 Поделиться

Модерн стремился не просто к описанию реальности, но к моделированию ее, желая стимулировать развитие осмысленных поступков - как индивидуальных, так и коллективных. Природа модернистского мировоззрения лучше всего описывается двумя формулами, между которыми модернизм не видит противоречия: это формула Сократа ("знание есть добродетель") и формула Бэкона ("знание есть сила"). Таким образом, "разум", "могущество", "добро" составили монолитную основу этоса модерна.Доминанты постмодернизма иные. Главным образом это ирония и деконструкция (расслаивание и декомпозиция всего, что выглядит целостным, внушительным и подлинным). Постмодернизм - это мир кавычек, отображающих глубоко эшелонированную условность любого утверждения о реальности. Реальность всегда представляется полемичной, и единственная константа - это множественность описаний этой самой "реальности". Деконструкция как способ мышления и познания не уничтожает ни одно из утверждений о реальности, а разбирает и раскладывает их на прото-элементы, чтобы сделать очередную рекомпозицию.

Этот ответ был полезен?
ответ дан 6 апреля 2019 в 00:18 Поделиться

Модерн серьезен, он оперирует «настоящими вещами». Он верит в прогресс: старый мир всегда можно отличить от современного. Здесь разумный человек наделяет реальность смыслом и изменяет её под свои задачи. Великие идеи, которыми мы продолжаем пользоваться сегодня: либерализм, социализм, национализм или феминизм, — это наследие модерна.Постмодерн теряет веру в серьезность. Всё, что нам доступно теперь, — это цитаты, ироничное склеивание обрывков фраз. Ничего нового и серьезного сказано быть не может, потому что «новое» и «серьезное» — это просто слова. Для постмодерна смысл — не более чем игра знаков. Проще всего это пояснил Умберто Эко. Юноша уже не может сказать девушке «я тебя люблю», он выглядит нелепо. Ему следует избрать цитирование: «И как сказал бы поэт, я тебя люблю».

Этот ответ был полезен?
ответ дан 14 марта 2019 в 16:03 Поделиться